БЕСПЕЧНЫЙ ЕЗДОК / EASY RIDER
Год: 1969
Режиссеры: Деннис Хоппер /Dennis Hopper
Актеры: Питер Фонда /Peter Fonda; Деннис Хоппер /Dennis Hopper; Джек Николсон /Jack Nicholson; Кэрен Блэк /Karen Black; Люк Эскью /Luke Askew; Луэна Эндерс /Luana Anders; Тони Бэзил; Уоррен Финнерти /Warren Finnerty; Сабрина Шарф /Sabrina Scharf; Роберт Уокер /Robert Walker; Антонио Мендоса /Antonio Mendoza; Мэк Машурян /Mac Mashourian; Фил Спектор /Phil Spector; Тита Колорадо /Tita Colorado
Два прикинутых байкера – Уайт, он же «Капитан Америка», и его усатый кореш Билл — покупают два пакета белого порошка, чтобы тут же оперативно сбыть «коку» некому нуворишу. Они прячут баксы в бензобак и выбрасывают наручные часы, чтобы затем под рок-шлягеры 60-х полтора часа экранного времени рассекать на своих «Харлеях» пространство южных штатов. Они едут из Лос-Анджелеса в Новый Орлеан, где через неделю стартует знаменитый карнавал. Но для них праздник жизни уже начался — в тот самый момент, когда было отпущено сцепление. В пути они курят марихуану и болтают всякую чушь на привалах, попадают в коммуну хиппи, где «дети цветов» буквально пытаются стать детьми, выращивая хлеб не из зерен, а из ракушек.
Потом их забирают в полицию, где на нарах отсыпается адвокат Джордж Хэнсон — забулдыга и трепач, отправившийся вместе с Уайтом и Биллом в город вечного веселья. Испытав на себе всю ненависть техасских обывателей, готовых линчевать всякого, кто выбивается из общего ряда и тем самым ставит под сомнение принцип их растительного существования, они все же, хоть и с «большими потерями», добираются до места назначения. И прежде чем отправиться в мир иной, принимают участие и в уличном карнавале, и в свальном грехе: наглотавшись ЛСД, предаются на местном кладбище безудержному сексу с проститутками…
Easy Rider никогда не относили к разряду шедевров (тех фильмов, которые двигают кинематограф вперед), однако в свое время именно эта картина оказала огромное влияние на умы и настроения как тех, кто делает кино, так и тех, кто его смотрит. Фактически после появления «БЕ» в обиходе утвердилось понятие «культовое кино» — когда успех не запланирован, но очевиден. Больше того, «…ездока» можно считать первым фильмом нового поджанра — road-movie.
Рыхлость сценария (проще говоря, перед нами кино без сюжета) и отсутствие привычной разработки характеров (у главных героев просто-напросто нет биографий) компенсировались как операторскими изысками – тогда еще никем не апробированной съемкой в контражуре (впоследствии быстро ставшей общим местом), так и необычными режиссерскими приемами, например, «флешфорвертсами» (которые, как раз, наоборот, так и не прижились в кино), когда новый эпизод соединяется с предыдущим не одной склейкой, как обычно, а несколькими короткими перебивками соседствующих планов.
А все началось зимой 1968-го, когда два актера, два голливудских тусовщика и старых приятеля — Питер Фонда и Деннис Хоппер — заняли «по случаю» 340 тысяч баксов у старшего Фонды – «папы Генри» (через полтора года эти двое уже будут ломать головы над тем, как честно разделить 19 миллионов чистой прибыли). Написав совместно сценарий, вернее, некий план примерных действий, парни по справедливости (совсем как братья Коэны в дальнейшем) распределили обязанности.
30-летний Фонда стал продюсером, 33-летний Хоппер – режиссером. Хотя в строгое разграничение привилегий верится с трудом. Достаточно всего лишь взглянуть в уже тогда безумные глаза Хоппера. Не в его пользу говорит и тот факт, что во всех последующих режиссерских работах Хоппер ничего подобного уже не смог сделать. Скорее всего, режиссировало фильм некое особое состояние души, требующее выхода у обоих. Фильм сняли быстро — за два весенних месяца 1968-го.
В процессе съемок к этим двоим добавился еще один выкормыш Роджера Кормана, уже несколько лет безуспешно обивавший пороги Фабрики грез. Это был мало кому известный 32-летний Джек Николсон. На его долю отвели ровно треть сценария, но именно за эти 25 минут экранного действия Николсон получил номинацию на «Оскар» и стал знаменитостью, расчистив себе путь к будущим актерским триумфам.
Несмотря на труднодоступность фильма в уже замерзающем СССР, эти парни стали интернациональными символами независимости. Именно с именами Петрухи Фондорина, Дениса Хопрова и Женьки Никольского после 1969-го ассоциировались представления о свободе вне рамок системы, по крайней мере, для тех, кому повезло увидеть это кино. Это были времена, когда Америке еще были интересны не супермены, а аутсайдеры, когда там еще не боялись бунтарских настроений и плохих концов.
«Беспечный ездок», ставший «самой культовой молодежной лентой десятилетия» не только за океаном, опирался и одновременно развенчивал ключевые мифы своего времени — миф большой дороги и, как производную от него — миф свободы передвижения, миф безобидных наркотиков и миф индивидуального протеста, ну и, конечно же, миф об Американской мечте.
Он разрушил голливудскую монополию на право владеть умами массового зрителя, утвердив идеи контркультуры, что были явлены здесь в концентрированном и сверхдоходчивом виде. Движение + рок-музыка (звуковая дорожка от Боба Дилана до Джимми Хендрикса — просто из чистого золота) – вот две составляющих, из которых возник сакральный образ фильма, перевернувшего представления о кино.
ФИЛЬМЫ О БАЙКЕРАХ
HARDCORE
|